Главная ГМО педагогов-организаторов Материалы по профориентации Игра - путешествие по станциям «Мир профессий». Е.И. Ушакова педагог - организатор МБОУ СОШ № 3
ГМО педагогов-организаторов - Материалы по профориентации

Игра - путешествие по станциям  «Мир профессий».

Е.И. Ушакова

педагог - организатор МБОУ СОШ № 3

Первая кв. категория г.Ноябрьск

Цель: формирование профессиональной ориентации обучающихся, профессиональному самоопределению детей - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

Образовательные:

- подготовить учащихся к правильному выбору будущей профессии;

- активизация познавательного интереса.

Развивающие:

- развитие умения формулировать собственное мнение и позицию;

- развитие навыка взаимодействия друг с другом и со взрослыми для решения проблемного вопроса;

- расширение кругозора в области профессий;

- обучение работе в команде.

Воспитательные:

- формирование умения слушать и слышать собеседника;

- формирование устойчивого интереса к выбору будущей профессии;

- формирование реалистичного отношения к действительности.

Формы организации деятельности обучающихся: групповая.

Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения; технология развивающего обучения; игровые технологии.

Методы:

- словесно - проблемный;

- наглядный;

- проблемно - поисковый;

- практический.

Форма проведения занятия: игра - путешествие по станциям.

Участники: учащиеся 6 - 7 классов (15-20 ч.), педагоги, родители (10-15 ч.), кураторы станций. Жюри: социальный педагог, школьный психолог.

Обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Мир профессий», аудиозаписи спокойной классической музыки, раздаточный материал, маркеры, листы бумаги, памятки, путевой лист, бланки протоколов, грамоты, индивидуальные тематические призы.

Этапы проведения игры:

1. Подготовительный этап (вводная беседа)

2. Этап реализации (выполнение заданий на станциях)

3. Этап подведения итогов (выступление жюри)

4. Этап рефлексии (экспресс-опрос участников с помощью карточек красного и зелёного цвета)

Ожидаемые результаты: повышение познавательного интереса учащихся к миру профессий, пересмотр своего отношения к будущему роду занятий. Дети узнают много нового и интересного, что  достижимо благодаря большой практической части игры -путешествия по станциям. Интересная практика, а не теория, даст положительный результат мероприятия.

Ход игры:

1 этап

Учитель: - Ребята, мы проводим игру - путешествие по станциям по теме «Мир профессий». Сегодня в мире существует более 10 тысяч профессий, а включая специальности, специализации, квалификации, - свыше 40 тысяч. Действительно, целое море возможностей и вариантов. Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы все - таки попробуем.

 Человек в своей жизни постоянно сталкивается с проблемой выбора. Выбор профессии - одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу.

Один человек не в состоянии справиться со всем тем, что ему необходимо сделать для того, чтобы жить. Поэтому уже с древних времен возникло разделение труда, появился многообразный мир профессий.

Что же такое профессия? Слово профессия произошло от латинского «profiteer», что переводится как «объявлять своим делом», «говорить публично», «заявлять». Профессия означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.

Прочитайте определения и придумайте цепочку: профессия - специальность - должность

Профессия - это род трудовой деятельности;

Специальность - это вид занятия в рамках одной профессии;

Должность - это круг обязанностей, возложенных на определённого человека, обязательных для исполнения.

Например: учитель - профессия, история - специальность, заместитель директор - должность.

Как вы думаете, что поможет вам выбрать будущую профессию? (ответы детей) Сформулируем правила:

- надо обязательно тщательно изучить все многообразие существующих в настоящее время профессий;

- дни открытых дверей в учебных заведениях помогут нам в профессиональном выборе;

- нам могут оказать помощь центры профориентации молодежи и психологической поддержки населения;

- центры занятости населения ориентируют на выбор профессии, помогают трудоустроиться;

- специальные профориентанионные пункты, дают советы и рекомендации;

- справочная литература, кинолектории, классные часы в школе, которые были посвящены встречам с людьми самых разных профессий, помогут с выбором профессии;

- посещение дополнительных занятия, секций, изостудий, танцевальных кружков помогут в профессиональном самоопределении;

- советы, беседы, дискуссии с родителями помогут задуматься о профессии заблаговременно (ребята получают памятки правил).

2 этап

Учитель: - Посмотрите, каждый из вас занял место вокруг одного из пяти столов. Каждый сидящий за столом, таким образом, становится членом команды. Но, как в любой игре, необходимо как - то назвать свою команду. На столах лежат маркеры и листы бумаги, подумайте, какое название вы подберёте своей команде и запишите его на листе.

Учитель: - Давайте, познакомимся с командами.

Учитель: - Команды готовы и мы представляем вам наше компетентное жюри.

Учитель: - Чтобы начать игру мы познакомимся с правилами: работа на станции не более 4 минут; после сигнала ведущего осуществляется переход на следующую станцию; работать дружно, командой; вопросы по выполнению заданий можно задать куратору станции.

Станция № 1, «Закончите предложения»

Куратор:

- Прочитай выражения, обсудите, сформулируйте свои мысли и запишите их на листе. Время!

Если профессия выбрана правильно, то…

Люди работают ради...

Настоящий труд - это...

При выборе профессии люди часто не учитывают...

В любой работе самое важное...

Станция №2, «Профессии вокруг меня»

Куратор:

- Запишите наибольшее количество названия профессий, относящиеся к различным группам:

  1. “человек - природа”
  2. “человек - человек”
  3. “человек - знаковая система”
  4. “человек - художественный образ”
  5. “человек - техника”

Время!

Станция № 3, «Новый город»

Куратор:

- Представьте, что вы попали на новую планету, на которой есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья... А у вас, совершенно случайно, оказались с собой семена овощей и зерновых культур, а также топор, ножницы, пила, гвозди, молоток, моток веревки и много других вещей полезных для строительства ...

       Ваша задача составить список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы построить новый город.

Время!

Станция № 4, «А ты, знаешь?»

Куратор:

- Сейчас вы получите карточки с названием профессий, которые вам необходимо разделить на три группы: «почти или совершенно исчезли»; «появились только в XX веке»; «появятся в будущем».

Время!

Для справки:

( ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.);

( профессии, появившиеся в XX веке: программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь-референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист — машинист широкого профиля, летчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтер и т.д.);

(профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.)

Станция № 5, «Пословицы и крылатые выражения»

Куратор:

- У Вас на столе рассыпанные пословицы и крылатые выражения о труде и профессиях. Ваша задача собрать максимальное количество правильных ответов.

Время!

Для справки:

( Шить не будешь, портным не станешь. У плохого мастера всегда инструмент виноват. У кузнеца рука легка: была бы шея крепка. За всякое дело берись умело. Какова пряха, такова на ней рубаха. Плотник топором думает. От учёного набирайся ума, а от мастера - сноровки. Кто не умеет рисовать, должен растирать краски. Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться. Не молот железо куёт, а кузнец. Не горшок угодник, а стряпуха. Не игла шьёт, а руки. Кто за всё берётся, тому ничего не удаётся. Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей. Добрый портной с запасом шьёт. У хорошего пильщика пила острая. Без топора - не плотник, без иголки - не портной.)

3 этап

Учитель: - Игра окончена. Все молодцы. Пока жюри подводит итоги,  помогите мне определить, что является общим для этих пар профессий?

Медсестра - токарь.

Официант - водитель такси.

Инженер-конструктор  -  композитор.

Продавец -  тренер.

Учитель:

- Слово жюри.

4 этап

Учитель: (раздать каждому ребёнку карточки красного, синего, зелёного цвета)

-У каждого из васв руках  карточки трех цветов. Зелёный цвет обозначает - вам игра понравилась, и вы получили удовлетворение. Синий – к игре у вас есть вопросы, и кое -  что вам не понравилось. Красный - игра не понравилась, и вы ничего нового не узнали. На доске есть три цветных кармашка: красный, синий, зелёный. Вы можете положить только одну карточку в соответствующий кармашек. Я желаю каждому из вас найти свою профессию. Я благодарю всех за активное участие, за доброе отношение друг к другу.