Версия для слабовидящих
«ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Главная Атлас профессий «ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Атлас профессий - "Атлас профессий"

Алалыкина Оксана Анатольевна

МБОУ ДО «ЦДТ» г. Ноябрьск

Аннотация: статья раскрывает основные принципы профессиональной ориентации учащихся в рамках учреждения дополнительного образования, формы и методы работы по организации продуктивной профориентанционной деятельности в условиях учреждения дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, профориентация учащихся, личностный подход, педагогическая компетентность.

 

«Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями». Апшерони Али

Выбор профессии одно из самых важных и одновременно сложных этапов жизни человека. Как важно выбрать правильный вектор своего жизненного пути. Ведь от этого выбора зависит, будет ли человек успешен и доволен своей жизнью.

Современность требует от подрастающего поколения как можно раннего определения своей значимости, осознания своих способностей, стремления к выбору профессий. Сегодня образованность человека определяется не только специальными знаниями и умениями (в определенной области), а его разносторонним личностным развитием, способностью к активной социальной адаптации в обществе, стремлением к самосовершенствованию, самообразованию.

Система дополнительного образования является той нишей, которая позволяет подростку определиться личностно, социально, профессионально. А так же помогает разноплановому развитию, раскрывая творческие возможности, инициативность, самобытность, то есть все то, что относится к индивидуальности человека. Обладая широким диапазоном выбора, откликаясь на требования времени дополнительное образование позволяет ребенку попробовать себя в разных видах деятельности, тем самым более точно определить свои склонности, убедиться в своих желаниях, получить необходимые навыки.

Практика показывает, что многие подростки испытывают трудности в выборе профессии. Причины – это плохая осведомленность о рынке труда, не умение оценить собственные способности, выявить свои склонности, интересы. Что бы помочь подростку избежать некоторых сложностей профориентационную работу следует начинать не в старших классах, как ошибочно думает большинство, а с момента поступления в школу.

Профориентационную работу в дополнительном образовании условно можно разделить на три этапа:

  1. Подготовительный этап (7-10 лет) – формирует у учащихся положительную мотивацию к трудовой деятельности, первоначальный интерес к какой – либо профессии. На этом этапе происходит знакомство с профессиями.
  2. Формирующий этап (11-13 лет) – формирует профессиональную направленность в соответствии с профилем творческого объединения, расширяет знания о видах, классах профессий, совершенствует практические умения и навыки. На этом этапе осуществляются профессиональные пробы.
  3. Заключительный этап (14-17 лет) – формирует умение соотнести свои профессиональные предпочтения со своими возможностями. Информирование об учебных заведениях предлагающих обучение по выбранному профилю. На этом этапе происходит ознакомление с основами выбора профессии.

Каждый педагог дополнительного образования сам формулирует цели и задачи профориентационной работы в соответствии с дополнительной общеразвивающей программой, с учетом особенностей группы (уровнем подготовленности, образованности, воспитанности), а так же с учетом технической возможности оборудования и т.п.

Процесс профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты:

  1. Целевой компонент предполагает осмысление педагогами и осознание учащимися цели и задач профориентации.
  2. Мотивационный компонент, на мой взгляд, один из важнейших, так как необходимо сформировать потребность к выбору будущей профессии и при этом обеспечить положительную мотивацию выбора профессиональной деятельности.
  3. Информационный компонент должен включать информацию о профессиях по профилю объединения, сведения об учебных заведениях вашего региона, умение работать с информационным полем, информацию для получения знаний о своих возможностях и способностях, основах выбора профессии.
  4. Деятельный компонент включает в себя организацию профессиональных проб, согласно профилю объединения (учитывается материально-технические возможности, подготовка педагога). Так же этот компонент обеспечивает выработку общетрудовых, специальных знаний умений и навыков выбранной трудовой деятельности.
  5. Творческий компонент способствует овладению элементами творческой деятельности в процессе практической работы.
  6. Диагностический компонент предполагает наличие методик диагностики профориентационной деятельности. Самоконтроль происходит путем сравнения промежуточных и конечных результатов диагностики, обеспечивает обратную связь между педагогом и учащимися, позволяющую выявить профессиональные интересы, склонности, готовность к выбору профессии.

Организация учебного процесса с учетом данных компонентов позволяет реализовать идею личностного подхода в процессе профессионального самоопределения.

Для оказания педагогической поддержки на пути профессионального самоопределения педагог дополнительного образования может воспользоваться следующими формами.

  1. Экскурсии профориентационной направленности. Эта форма позволяет учащимся проанализировать имеющуюся информацию о профессиональной деятельности в реальных трудовых условиях. На практике получить знания о работе различных специалистов данной сферы. Важным фактором является наличие грамотного, профессионального, квалифицированного экскурсовода.
  2. Встречи со специалистом. Как правило, эта форма предполагает тематические встречи со специалистами разных профессий. Дополнительную положительную мотивацию дадут встречи с выпускниками учреждения дополнительного образования, связавшие свою профессиональную деятельность с профилем творческого объединения. Интерес вызывают встречи с родителями и семейными династиями. При подготовке таких встреч важно учитывать психолого-педагогическую подготовку специалистов по профессии.
  3. Работа с родителями - родительские собрания, лектории, индивидуальные беседы. Уместна будет помощь психолога. Главное донести до родителей, что мы лишь помогаем детям разобраться в себе, своих умениях и соотнести их с той или иной профессией. Не лишним будет выступление не только педагогов и психологов, но и родителей.
  4. Профориентационные занятия позволяющие расширить спектр знаний о профессиях не только по профилю объединения, но и других профессиях, в том числе и о профессиях будущего. На занятии выигрышно будут смотреться такие методы как: беседы, конкурсы, лектории, круглый стол, дебаты, доклады воспитанников о разных профессиях, защита проекта (подразумевает историю возникновения профессии, знаменитых людей, необходимые профессиональные качества и т.д.)
  5. Мастер-класс позволяет наглядно увидеть элементы трудовой деятельности, дает возможность соотнести свои желания со своими возможностями, попробовать себя в профессии, получить советы специалистов с учетом индивидуальных интересов.

Значимость профориентационной работы в условиях дополнительного образования очевидна, так как грамотный подход обеспечивает успешность каждому ребенку в выбранной сфере деятельности, существенно расширяет знания и развивает творческие возможности, формирует круг общения на основе общих интересов, духовных ценностей.

Правильный выбор профессии важен не только с позиции жизненных планов подростка, но и с позиции развития общества в целом. Профессиональное самоопределение не заканчивается поступлением в ВУЗ, а длится всю жизнь. Путем проб и ошибок, человек реализует себя, свои трудовые навыки и планы. Вступая в трудовую деятельность, продолжает искать себя, порой кардинально меняя все и даже профессию. У детей прошедших через дополнительное образование увеличивается возможность сделать безошибочный выбор. Система дополнительного образования создает условия для самореализации, самопознания, самоопределения позволяя подростку определиться личностно, социально и профессионально.

А лучшая награда для педагога – знать, что его ученик состоялся личностно, достиг социального и профессионального самоутверждения.

Используемая литература:

  1. Резапкина Г. В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2004
  2. Соломин И. Л., Профориентация. Россия. XX век. Школьный психолог, № 24, июнь, 2000
  3. Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. 8-11 класс. – М.: Изда-во: Сфера, 2006

Интернет источники:

  1. Эффективные подходы к успешной профориентации обучающихся – http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/629575/
  2. Профориентационная работа – https://e-koncept.ru/2015/65509.htm